Игры для развития лексико-грамматического строя

Консультация для родителей
«Словесные игры для развития
лексико-грамматического строя речи детей»
Подготовила: учитель-логопед Рыжова О.П.
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни
значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии
ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой
вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.
Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью,говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в
слова.
Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.
Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылкиписьма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему.
Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.
Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при
неудачах.
Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько
примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.
Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
Словесные игры
1. «Слово на ладошке»
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Объясни словечко»
Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик,
сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме
«Грибы»).
3. «Что бывает?»
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже
существительное.
Красный: …дом, помидор.
Зимняя: …одежда, рыбалка.
Домашнее: …печенье, задание.
4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова»
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…,
одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:
сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний»
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Ваза - роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай»
Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три
яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных
яблока… пять красных яблок и т.д.
8.«Скажи наоборот»
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко- …
9. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые
слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название
которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).
10. «Большой - маленький»
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стульчик и
т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия
детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
11. «Отгадай загадку»
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как
можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке
колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на
грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат.
(Помидор).
12. «Назови, какой…»
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он
яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
13. «Подумай и ответь»
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: « Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»
14. «Подбери слово»
Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
15. «Расскажи стихотворение»
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
16. «Расскажи сказку»
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Желаю Вам успехов!
Комментарии