РЕЧЕВАЯ СРЕДА В ГРУППЕ

Консультация для воспитателей «Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное
окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи
каждого ребенка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей
среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного
возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой
деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых
реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой
системе.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих
факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Работая с детьми, педагог должен:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся
дефекты речи.
2. Иметь ясную, чѐткую и отчѐтливую речь, т.е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства
выразительности с учѐтом содержания высказывания.
5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, Умеренно
громким голосом.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание
текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (
соответственно возрасту детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона,
грубых выражений.
Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это
показатель его профессиональной подготовленности.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная
осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,
нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое
произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как
письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи
могут привести к неуспеваемости.
На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее
пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и
привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном
отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп:
• Грамотная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения
(знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование
всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей
точки зрения) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование навыков
самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей,
трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение
рассказов, уточнения, обобщения) ;
• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение
уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии
окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением) .
• Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого
ребенка.
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные
зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых
нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно
лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и
вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –
―одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные
коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность,
достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей
речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению
группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и
грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В
еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы
детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Например, еѐ героем может стать добрый гном, который будет учить
правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать
артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин,
которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по
развитию речи:
- развитие словаря ребѐнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам
словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,
пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и
поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-
речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,
закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими
компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным
анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в
книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения
контролировать силу и длительность воздушной струи
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные
шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши;
колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик
доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные
инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка,
колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для
высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками
(звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков
(домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ;
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;
звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова
«Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что
звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не
ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»;
«Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы;
артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема
характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных
звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные
виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для
автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки,
скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в
ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»;
«Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для
звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать»,
«Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»;
пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова,
«Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-
малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу
буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»;
«Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым
звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических
категорий
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие»
(употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»;
«Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский
компьютер» и др.
7. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих
фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку;
«Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для
эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия
для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально
организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности,
обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует
овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной
обстановке живой разговорной речи.
Комментарии