Родителям

Музыкальное воспитание ребенка в семье.
Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.
В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении:
- обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями;
- вызвать интерес к музыке;
- передать традиции своего народа;
- сформировать основы музыкальной культуры.
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Все задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, то они стремятся обучать детей в семье, в музыкальных кружках, студиях, в музыкальных школах; посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.
Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно - песенными интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарт
Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Поэтому дети должны слышать, что родители поют или играют на инструментах, пусть и детских. Детей должны окружать «живые звуки». Это важно, когда ребенок только познает мир. Постепенно дети начинают подпевать или подыгрывать. У них развивается слух и мышление.
Родители должны помогать ребенку, осваивать настоящий музыкальный инструмент. Это может быть тростниковая дудочка или губная гармошка или что-то другое. Хорошо, если родители что-то играют, а ребенок помогает, к примеру, на барабане.
Элемент игры должен сохраняться, но такие занятия надо продолжать и осваивать что-то новое. Обязательно показывать, что уже умеет ребенок, друзьям, бабушкам и дедушкам. Для ребенка важно признание и похвала.
Можно использовать музыкальные игрушки. Выбор игрушек для ребенка очень важен. Музыкальные игрушки нравятся всем детям. Родители должны заинтересованно играть с детьми в игрушки и помогут развить воображение и интеллект. «Нажималки» оказывают на ребенка такое же действие, как и любая звучащая музыка:
- влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая - возбуждает)
- стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.
Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей!
- влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая - возбуждает)
- стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.
Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей!
Одними из самых популярных являются обучающие игрушки, озвучивающие буквы, цифры, несложные стишки-потешки и детские песенки. Это весело, а самое главное ребенок во время игры узнает что-то новое.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам – игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника.
Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя. Девочкам – игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника.
Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих музыкальных инструментов.
Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать. Можно сделать из подручных материалов: «Киндер сюрприза», насыпав туда сахар, крупу, фасоль. Для ребенка постарше можно сделать погремушку из пластиковой бутылки или даже из воздушного шарика. Более мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки.
Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для этого понадобятся инструменты как минимум трех групп:
Ударные:
начать лучше с ударных, в них все как-то понятней– стукнул, шлепнул – вот и звук. Детки постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на барабане, и на ксилофоне, и на металлофоне, и на чем угодно. Ну а если вашему ребенку по душе русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это и деревянные ложки, и трещотка, и рубель (это ребристая доска для стирки белья)
стирать – так вот, наши предки с помощью специальных палочек и ее в музыкальный инструмент превращали).
состав симфонического оркестра входит), состав симфонического оркестра входит),
Духовые: у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую «свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой. Если дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды, можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки, игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше.
Струнные: в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго говоря, такие инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть «просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита, чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку, домру, гитару, хоть арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.
Движение под музыку (танцы и музыкальные игры) учат ребенка лучше управлять своим телом.
МУЗЫКА - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет, в самой доступной форме, знакомится с окружающими явлениями.
МУЗЫКА - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет, в самой доступной форме, знакомится с окружающими явлениями.
Комментарии